← Назад

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ  « БАЗОВЫЙ КУРС»

Базовый курс включает 1 и 2 ступень, в сумме 600 часов:
20 сессий — 14 тематических, 2 терапевтических и 4 супервизорских.

Специфика нашей программы: мы не проводим добор участников на 2 ступени, группа является закрытой и постоянной на весь период обучения в интересах разворачивания всех этапов групповой динамики.

ОСНОВНЫЕ  ТЕМЫ:

Имеют свою специфику в силу нашего опыта и несколько расширяют классическое содержание программы МГИ.

Перечисленные темы отражают содержание обучения и не соответствуют перечню тематических сессий. Логика и фокус изложения определяется руководителем программы и зависит от динамики и состава конкретной группы.

  1. Основы Гештальт-терапии.
  2. Что такое гештальт-терапия?

Теоретическое введение, исторические корни гештальт-терапии, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература.  

Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле — организм/среда, феноменологический подход, диалог в гештальт-терапии, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта).

  1. Как мы сами себе мешаем?

Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление. Утрата ego-функции и основные типы прерывания контакта.

Симптом как результат творческого приспособления в прошлом и как источник дезадаптации в настоящем.

  1. Как происходят ключевые изменения? 

Как работает гештальт-терапия. Теория поля в гештальт-терапии. Теория парадоксальных изменений Бейсера. Философия гештальт-подхода и методология практики.

  1. Методология и технология гештальт-терапии
  2. Создание рабочего пространства

Структура терапевтической сессии.  Сеттинг.

Установление контакта, формирование общего эмоционального и смыслового пространства, создание рабочего альянса.

      2.Постановка цели.

Формирование запроса. Прояснение фигуры и фона, различение жалобы, проблемы и цели. Постановка реалистичной цели, основанной на потребности и возможностях, как клиента, так и среды. Заключение рабочего контракта.

Долговременная и краткосрочная работа. Сходство и различие целей/методов в работе терапевта и коуча/консультанта.

  1. Основные стратегии работы гештальт-терапевта.

Работа с внутренней феноменологией клиента. Работа на границе контакта.

  1. Технология гештальт-терапии.

 Базовые техники гештальт-терапии. Способы получения доступа к энергии потребности, работа с полем, совмещение пластов «здесь и сейчас» с «там и тогда». Эффект магии в гештальт-терапии.

  1. Творческие методы гештальт-терапии.

Парадоксальные методы, работа с полярностями, арт-терапия, работа с рисунком, метафорой, сновидениями.  Возможности применения в коучинге.

  1. Телесно-ориентированный подход.

Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории. Техники работы в терапии. Использование как опорных маячков в консультировании и коучинге.

  1. Групповая терапия.

Групповая динамика, феномены и подводные камни. Феномены личности в группе. Специфика группового переноса. Техники работы с группой.

  1. Системный подход.

Влияние системы на человека и человека на систему. Системные архетипы. Феномены поля в групповой динамике. Работа с парами, семьями, малыми и большими системами.

  1. Гештальт-терапия в клинической практике.

Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами. Пограничные клиенты.

  1. Кризис и травма.

       Кризисные периоды в жизни человека. Проявления, задачи, стратегии работы.  Травма – определение, клинические проявления. Шоковая и кумулятивная травма. Скорая помощь и систематическая работа. Травматический характер.

  1. Работа с детством.

Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия. 

  1. 3. Терапевтические отношения в гештальт-терапии  
  2. Позиция терапевта.

Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Профессиональная позиция и профессиональное самосознание. Позиция терапевта. Отличия от позиции коуча, консультанта.

Утрата/смена позиции. Причины, способы и последствия утраты позиции. «Нападения» клиента, развитие толерантности терапевта. Способы удержания позиции с сохранением рабочего контакта. Ответственность терапевта.

  1. Терапевтические отношения.

Терапевтические отношения как деловые и эмоционально заряженные отношения. Перенос и контрперенос. Специфика феноменов и работы при личностно-ориентированной терапии, консультировании и коучинге.

Символическое пространство. Удержания двух параллельных пластов – трансферентного и реального, работа с ними и в них.

  1. Динамика отношений.

 Долговременные отношения в терапии. Работа с характером. Принципиальное различие целей и методов при краткосрочной и долговременной работе.