СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ « БАЗОВЫЙ КУРС»
Базовый курс включает 1 и 2 ступень, в сумме 600 часов:
20 сессий — 14 тематических, 2 терапевтических и 4 супервизорских.
Специфика нашей программы: мы не проводим добор участников на 2 ступени, группа является закрытой и постоянной на весь период обучения в интересах разворачивания всех этапов групповой динамики.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ:
Имеют свою специфику в силу нашего опыта и несколько расширяют классическое содержание программы МГИ.
Перечисленные темы отражают содержание обучения и не соответствуют перечню тематических сессий. Логика и фокус изложения определяется руководителем программы и зависит от динамики и состава конкретной группы.
Теоретическое введение, исторические корни гештальт-терапии, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература.
Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле — организм/среда, феноменологический подход, диалог в гештальт-терапии, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта).
Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление. Утрата ego-функции и основные типы прерывания контакта.
Симптом как результат творческого приспособления в прошлом и как источник дезадаптации в настоящем.
Как работает гештальт-терапия. Теория поля в гештальт-терапии. Теория парадоксальных изменений Бейсера. Философия гештальт-подхода и методология практики.
Структура терапевтической сессии. Сеттинг.
Установление контакта, формирование общего эмоционального и смыслового пространства, создание рабочего альянса.
2.Постановка цели.
Формирование запроса. Прояснение фигуры и фона, различение жалобы, проблемы и цели. Постановка реалистичной цели, основанной на потребности и возможностях, как клиента, так и среды. Заключение рабочего контракта.
Долговременная и краткосрочная работа. Сходство и различие целей/методов в работе терапевта и коуча/консультанта.
Работа с внутренней феноменологией клиента. Работа на границе контакта.
Базовые техники гештальт-терапии. Способы получения доступа к энергии потребности, работа с полем, совмещение пластов «здесь и сейчас» с «там и тогда». Эффект магии в гештальт-терапии.
Парадоксальные методы, работа с полярностями, арт-терапия, работа с рисунком, метафорой, сновидениями. Возможности применения в коучинге.
Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории. Техники работы в терапии. Использование как опорных маячков в консультировании и коучинге.
Групповая динамика, феномены и подводные камни. Феномены личности в группе. Специфика группового переноса. Техники работы с группой.
Влияние системы на человека и человека на систему. Системные архетипы. Феномены поля в групповой динамике. Работа с парами, семьями, малыми и большими системами.
Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами. Пограничные клиенты.
Кризисные периоды в жизни человека. Проявления, задачи, стратегии работы. Травма – определение, клинические проявления. Шоковая и кумулятивная травма. Скорая помощь и систематическая работа. Травматический характер.
Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия.
Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Профессиональная позиция и профессиональное самосознание. Позиция терапевта. Отличия от позиции коуча, консультанта.
Утрата/смена позиции. Причины, способы и последствия утраты позиции. «Нападения» клиента, развитие толерантности терапевта. Способы удержания позиции с сохранением рабочего контакта. Ответственность терапевта.
Терапевтические отношения как деловые и эмоционально заряженные отношения. Перенос и контрперенос. Специфика феноменов и работы при личностно-ориентированной терапии, консультировании и коучинге.
Символическое пространство. Удержания двух параллельных пластов – трансферентного и реального, работа с ними и в них.
Долговременные отношения в терапии. Работа с характером. Принципиальное различие целей и методов при краткосрочной и долговременной работе.